ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Процесс становления личности ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, усвоение социальных норм и ценностей, невозможен без освоения им различных социальных ролей.
Больше всего для этого подходит общение в устойчивом детском коллективе под руководством опытных профессиональных специалистов. Дневной стационар является для этого наиболее оптимальной формой социальной реабилитации или абилитации ребенка с ограничениями жизнедеятельности.
В муниципальном учреждении города Бердска - центре помощи семье и детям «Юнона»- такая форма введения детей с ограниченными возможностями в социум через дневной стационар отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, поддерживается и динамично развивается уже 24года.
Мы ставим целью социального обслуживания детей в условиях дневного стационара - активацию ресурсов ребенка при включении его в социальную среду для преобразования имеющегося социального опыта не только фиксируя его пассивное принятие, но и создание условий для активности самого ребенка в применении такого преобразованного опыта. Результатом процесса включения ребенка в социальные отношения ожидаем позитивное изменение его психики.
Время пребывания ребенка в дневном стационаре от 8 до 15 часов в течении дня, с предоставлением 2-х разового полноценного питания, является оптимальным не только для получения интегрированных социальных услуг, но и для самого главного – достаточного времени для совместной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка – игре, игре по правилам. Тогда в игровой деятельности формируется опыт подчинения общим правилам, конструктивного разрешения конфликтов, усвоения правилам поведения, умения считаться другими мнениями, развитее познавательной деятельности, физической выносливости, что не может дать краткосрочное пребывание ребенка в полустационаре или на «амбулаторном» обслуживании.
Курс социальной реабилитации определяется из индивидуальных потребностей ребенка и составляет 21 день. Исходя из индивидуальной программы предоставления услуг, он может быть повторен в течение года.
Использование новых технологий и современного реабилитационного оборудования, отделению дневного стационара для детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями позволяет существенно влиять на эффективность реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и дает свои положительные результаты в динамике развития личности детей.
Приоритетное право при принятии на социальное обслуживание в
отделении имеют дети-инвалиды от 4 до 18 лет, но для профилактики инвалидизации услуги могут получить и дети с ограниченными возможностями здоровья этого же возраста.
Материальная и кадровая база отделения позволяет принимать детей с различной нозологией, но основную категорию детей, зачисляемых в группу, дневного стационара составляют дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, различными нарушениями речи. Значительное число детей - не посещающих образовательные учреждения и имеющих минимальный опыт или отсутствия токового в общении с детьми
Зачисление в группу дневного стационара отделения осуществляется на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИПССУ), разрабатываемых комиссией по признанию граждан нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с договором, заключаемым в письменной форме между одним из родителей или законным представителем и учреждением.
Для осуществления процесса социальной реабилитации в группе дневного пребывания, в зависимости от состояния здоровья детей, степени физического и умственного развития, а также возраста, формируются группы численностью от 5 до 8 человек.
При поступлении ребенка в группу дневного пребывания командой специалистов (врач-физиотерапевт, специалист по социальной работе, учитель-дефектолог, психолог, воспитатель) проводится общее диагностическое обследование личности ребёнка и состояния его здоровья, оценивается уровень его развития: наличие навыков самообслуживания, уровень учебной и трудовой мотивации, психоэмоциональный статус.
Для определения ценностных ориентаций и воспитательных позиций родителей проводится диагностика особенностей взаимодействия родителей и ребёнка через наблюдение, проективные рисуночные методики, анкеты для родителей, а также оценку феноменов общения матери и ребёнка.
Важным моментом в оказании помощи родителям является содействие в понимании трудностей своего ребёнка, выяснение потребности и проблемы ребёнка, с целью оказания своевременной социальной поддержки.
Первичное диагностическое обследование чаще показывает, что уровень развития воспитанников, поступивших на реабилитацию - низкий и ниже среднего в 75 % случаев.
На основе полученных первичных диагностических данных, разрабатывается индивидуальный комплексный план реабилитации воспитанника, определялся реабилитационный маршрут, который корректируется в зависимости от нуждаемости ребенка.
С опорой на данный план составляются индивидуальные, групповые и интегрированные коррекционные и развивающие занятия с детьми по программам специальной педагогики, а так же по программам и проектам разработанными нашими специалистами с учетом календарно-тематических планов.
Технологии и методы работы специалистов отделения определяются самостоятельно, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребёнка.
Специалист по социальной работе посещает семью, изучает материально-бытовое положение семье, взаимоотношения в семье, консультирует о мерах социальной поддержки, предусмотренных для данной категории, проводит визуальный осмотр жилья на соблюдения мер безопасности жизнедеятельности несовершеннолетнего, анализируют потребности семьи. По итогам составляет маршрут социальной адаптации семьи, аккумулируя возможности родителей, микросоциума ребенка и организаций территории города. Далее формируется личное дело получателя услуг, которое включает: документы, предоставленные родителями (законными представителями) ребёнка на первичном приёме; договор с родителями (законными представителями), согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных; акт обследования материально-бытовых условий семьи, результаты первичной диагностики специалистов, индивидуальную программу реабилитации.
Условия полноценного дневного пребывания позволяют в комплексе реализовать социально-медицинские и коррекционно-педагогические направления в том объеме, который необходим для развития данного ребенка, что невозможно при получении услуг при амбулаторной форме занятий или краткосрочном пребывании.
Медицинская реабилитация включает в себя комплекс физиотерапевтических процедур, массажа и лечебной физкультуры, которые проводятся в специально оборудованных помещения Центра.
Восстановительное лечение назначается врачом физиотерапевтом и реабилитологом с учетом рекомендаций наблюдающих врачей (педиатр, невролог, психиатр и др.) ребенка, что позволяет составить полноценную восстановительную программу медицинской реабилитации по разным направлениям (с нарушением функции периферической или центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, соматическими нарушениями или послеоперационная реабилитация и др.)
По каждому направлению мы предлагаем широкий спектр оборудования: оборудование для проведения кинезотерапии, аппараты для роботизированной механотерапии, тренажеры с биологической обратной связью, аппараты для пассивной, активно-пассивной механотерапии, разнообразные физиотерапевтические процедуры (электростимуляция, МИЛ – терапия, магнитотерапия, УВЧ – терапия, ТЭС – терапия, УФО – терапия, лекарственный электрофорез, ультразвуковая терапия, массажная кровать нуга бест).
На протяжении всего периода деятельности центра специалисты уделяют большое внимание освоению, внедрению и апробации новых реабилитационных технологий, так с сентября 2018 г. внедрены и в настоящее время успешно используются в работе новые методы ЛФК:
– тренажер «Стабилоплатформа с биологической обратной связью»,
– механотерапевтический аппарат непрерывной, пассивной разработки коленного и тазобедренного сустава, с ручным программным пультом «ARTROMOT K1»
и физиотерапии:
– аппарат «Магнон-СЛИП», предназначенный для проведения процедур электросна, микрополяризации, центральной электроанальгезии, оказывая трансцеребральное воздействие на подкорковые и корковые образования ЦНС.
Услуги предоставляются сертифицированными специалистами Центра (медсестра по массажу, физиомедсестра, инструктор ЛФК) в специально оборудованных помещениях.
Психолого-педагогические коррекционные услуги предоставляются учителем-дефектологом и психологом. Направлены на решение актуальных задач развития и разрешение ситуативных затруднений. Как правило, основная проблематика заключается в необходимости формирования произвольной регуляции деятельности (активности, целенаправленности) у данной категории детей, позитивных социальных установок и навыков эффективной коммуникации, развитие мелкой и крупной моторики, снятия психоэмоционального напряжения.
В своей работе специалисты отделения используют разнообразные методы: сенсорные, кинезиологические игра, материала Монтессори, арт-терапии, кукольного театра, игры, психомоторики, метод песочной терапии.
Хорошие результаты показывают новейшие программы, такие как:
– развивающе-коррекционный комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК – ТИМОККО, направленное на развитие внимания и навыка сосредоточения, тренировку памяти и скорости реакции, развитие координации движений, тренировку навыка контроля движения и точности движения рук.
– образовательная и коррекционная программа EduPlay, направленная на развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного восприятия предметов и фигур, умения классифицировать, группировать и обобщать, словарного запаса, пространственного восприятия и др.
В процессе педагогической реабилитации специалисты ставят такие задачи, как научить детей проявлять активность, бороться с трудностями в общении с окружающими, непосредственному общению со своими сверстниками, формировать умение контролировать своё настроение и поведение.
Задачи логопедического характера: активизировать движения речевого аппарата при помощи логопедического массажа и артикуляционной гимнастики; улучшить речевое дыхание; увеличить пассивный и активный словарь по пройденному циклу лексических тем; улучшить слоговую структуру слова, звучание речи с правильным темпом, ритмом и интонацией.
В процессе посещения группы дневного стационара реализуется коррекционная программа дополнительного образования «Я познаю мир». Данная программа направлена на включение ребенка с выраженными нарушениями развития в процесс обучения и воспитания в условиях группы и способствует раскрытию его потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.
Отличительной особенностью программы является то, что она разработана специально для использования в условиях группы, конкретного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями имеющие сочетанные нарушения (РАС, с-м Дауна, ДЦП, интеллектуальные нарушения, психические расстройства и т.д). Основными принципами построения программы является деятельностный, онтогенетический принцип единства диагностики, коррекции и развития и другие общедидактические принципы. Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, речевого, эстетического и социально – личностного развития ребенка.
Программа реализуется в форме специально организованных групповых и индивидуальных занятий с использованием бесед, разъяснений, рекомендаций для усвоения знаний, умений, навыков, которые ребенок не может усвоить самостоятельно.
Воспитатели в период пребывания ребенка в группе осуществляют присмотр и уход за детьми, организуя реабилитационный процесс в режиме игровой формы с учетом рекомендаций специалистов и индивидуальным планом реабилитационных мероприятий ребенка. Задача воспитателя заключается в формирование культурно-гигиенических навыков, обучение ребенка правильными формами поведения: вызвать интерес к словам и действиям взрослых, приобретению навыков культурного общения друг с другом и педагогами центра (при встрече здороваться словесно, пожимать руку, дарить улыбку, прощаясь, говорить до свидания или махать рукой, благодарить за помощь, оказанную со стороны и взрослого и ребенка), обучение навыкам выражать свои желания и просьбы словами, обращаться друг к другу вежливо по именам.
Для группы дневного пребывания организованы систематические музыкальные, занятия с целью творческого самовыражение и развитие личности ребёнка, формирование эффективных навыков коммуникации, обогащение эмоционально-чувственной сферы, формирование и совершенствование моторно-координационного навыка, развитие познавательных способностей.
Для развития навыков коммуникации реабилитанты дневного стационара посещают киносеансы в кинотеатре, спектакли в ГЦК, изучают тематические занятия в городской библиотеки, знакомятся с экспозициями в музеи города, обучаются правилам пожарной безопасности посещая пожарно-спасательные части города, знакомятся с жизнью животных, находящихся в парке «Сибиряк», а также посещают другие обзорно-познавательные экскурсии по городу.
В заключительные дни заезда специалистами отделения организовывается праздничное мероприятия, где дети охотно демонстрируют свои достижения своим родителям и гостям в виде адаптированного репертуара в форме музыкальной и хореографической деятельности или музыкальных (театрализованных) сказок.
В период прохождения реабилитации в дневном стационаре родители, становятся непосредственными участниками реабилитации и абилитации своего ребенка, получая подробное консультирование в области социального и эмоционального развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим социумом, формировании привязанности и развитию социально-бытовых навыков, по развитию подвижности и двигательной активности, коммуникации, речи, общения, познавательной активности, предъявления эмпатии своему ребенку.
Специалистами отделения подготавливаются и распространяются информационно-методические материалы по вопросам воспитания и развития функциональных возможностей ребёнка в домашних условиях.
Таким образом, преимущество пребывания в группе полноценного дневного пребывания для детей ОВЗ заключается в условиях организации правильного бытового, игрового, учебного пространства и режима дня, что имеет особое значение в процессе социализации и развития коммуникативных навыков, так как прежде чем начать работу с ребенком по формированию социально-бытовых навыков, следует тщательно продумать схему обучения, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной ситуации, проверить доступность всех необходимых материалов.
А если не начать своевременное формирование социально-бытовых навыков у ребенка с ОВЗ, в дальнейшем сложность задачи по организации коррекционной работы значительно повышается.
По итогам комплексной реабилитации в условиях дневного стационара около 90% детей обучаются самостоятельно удовлетворять физиологические потребности, выполнять правила личной гигиены и делать ежедневную бытовую работу, подчиняться общим правилам, уметь конструктивно разрешать конфликты, соблюдать правилам поведения, считаться с другими мнениями, что является важным достижением для ребенка и его семьи, а у многих раскрываются творческие и адаптационные потенциалы личности, снижается тревожность, повышается самооценка ребёнка, у 70 % детей заметно улучшились показатели статической выносливости мышц, что способствует координации движений.
Данный вид предоставления услуг пользуется особым спросом у родителей. Во время нахождения детей в группе дневного стационара родители могут воспользоваться технологией «Передышка». Данная форма социального отдыха имеет положительный результат. Родители за этот период могут поправить свое здоровье, получить социальную поддержу в повышении социально-экономического положения семьи, посетить предприятия оказания бытовых услуг населению.
Потребность в реабилитации у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает с первых дней жизни и продолжается до достижения ими взрослого возраста. Этот процесс достаточно длительный и сложный. Абилитационные и реабилитационные мероприятия требуют неоднократного комплексного вмешательства с участием мульти-дисциплинарной команды специалистов в специализированных учреждениях. Такая форма социального обслуживания, как дневной стационар, является наиболее оптимальной, что подтверждается 24-летним устойчивым спросом со стороны родителей и результатами личных достижений детей-инвалидов и детей с ОВЗ.