Проект "Радость движения"
28.04.2022 15:05 изменено
Проект реализовывается при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Направление проектной деятельности: Обеспечение интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников и преодоление социальной изолированности семей, воспитывающих таких детей
Целевая группа Проекта: Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в семье, в том числе в приемной и замещающей семье
Сроки реализации Проекта 18 месяцев, с 1 апреля 2017 г. по 30 сентября 2018 г.
Анализ проблем целевой группы проекта, на решение которых будет направлена деятельность.
Город Бердск относится к городам со стотысячным населением. В нем проживает более 21 000 детей.
Осознавая особое значение детства, как самого главного периода в становлении личности ребёнка, муниципальное сообщество активно реализует широкий спектр мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, в том числе для детей с различными потребностями в развитии.
В городе создаются условия для доступности помощи детям с особыми потребностями, равного развития детей с разными ограничениями жизнедеятельности. На это нацелены все институты муниципальной власти. Число детей с инвалидностью за последние 5 лет остается практически на одном уровне (в 2013 году их число составляло 228 детей, в 2015 г. - 226 детей). При этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Так, в 2013 году официально признанных городской психолого-медико-педагогической комиссией детей с ограниченными возможностями здоровья было 671 человек, в 2015 году – 780 детей. Анализ статистических данных показывает значительное преобладание нозологий, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так, например, из общего количества детей-инвалидов 120 человек имеют заболевания опорно-двигательного аппарата основным или сопутствующим диагнозом, 36 детей – с диагнозом ДЦП. Порядка 90 детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ежегодно обучаются в общеобразовательных школах. Также из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, каждый третий ребенок имеет проблемы спинального характера. При этом значительная часть родителей, дети которых имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, не стремятся к получению официального статуса «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «ребёнок-инвалид» или не имеют информации о порядке и возможности получения данного статуса.
Несмотря на развитую инфраструктуру спортивных сооружений, образовательных организаций, организаций культуры, здравоохранения, социального обслуживания, молодежной политики, общественных организаций, имеется потребность в формировании нового подхода к решению проблем социализации детей с ограничениями в движении, формировании комплексного и межведомственного подхода к реабилитации и социализации таких детей.
Актуальность данной проблемы подтверждает мониторинг, проведенный муниципальным бюджетным учреждением «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска (в состав которого входит отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, располагающего дневным стационаром). В рамках мониторинга было изучено положение семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их потребности, проанализирован уровень взаимодействия ведомств при организации социального сопровождения данных категорий семей (оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) и обеспечении преемственности помощи.
Данный мониторинг актуализировал специфические потребности семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, выявил проблемы межведомственного взаимодействия, слабы места действующей модели оказания помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мониторинг проводится ежегодно, им охватываются все семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбравшие учреждение как поставщика социальных услуг. Это составляет 100% граждан, воспитывающих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями, от числа обратившихся в учреждение социального обслуживания за социальными услугами. Обратная связь с родителями (изучение их запросов потребностей, проблем) осуществляется так же в рамках школы «Грамотного родительства» и регулярных встреч с представителями общественных объединений и ассоциаций родителей детей-инвалидов с целью обсуждения вопросов развития детей со специальными потребностями развития.
Такое сотрудничество позволило решать определенные задачи, такие как повышение собственной мотивации к активности родителей при решении проблем, раскрытию своего творческого потенциала, расширения социальных контактов, общему положительному эмоциональному настрою и формированию коммуникативных навыков (в 4 раза, по сравнению с 2010 - 2011 годами, увеличилась доля семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, посещающих социокультурные мероприятия города, мероприятия, организуемые учреждениями образования, культуры, физической культуры и спорта). Позволило сформулировать проблему необходимости создания модели оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы, и вынести на совет по делам инвалидов при главе города.
По мнению разработчиков проекта, усиление внимания к проблемам развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата поможет снизить риск их дальнейшей инвалидизации, обеспечить максимально эффективную интеграцию таких детей в социум.
Реализация данного проекта будет способствовать формированию на территории города Бердска модели оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы; обеспечению максимально возможного развития детей с нарушениями опорно-двигательной системы в условиях семейного воспитания; созданию условий для преодоления социальной исключенности. Инновационная модель оказания комплексной помощи будет закреплена нормативно. На территории города будут созданы условия для эффективных изменений в системе помощи детям, имеющим нарушения опорно – двигательного аппарата и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми максимально возможного уровня их развития и социализации. Кроме того, увеличится число семей, участвующих в мероприятиях по профилактике инвалидизации, семьи, воспитывающих детей, будут приобщены к занятиям физической культурой.
Обоснование инновационного характера проекта.
Планируемая к внедрению модель оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы, на территории города Бердска базируется на межведомственном подходе. Реабилитационные мероприятия способствуют скорейшей интеграции ребёнка со спинальными нарушениями в социум, благодаря межведомственной модели сопровождения и помощи ассистентов – добровольцев, ассистентов - родителей.
Межведомственное взаимодействие при сопровождении ребёнка со специальными потребностями будет осуществляться исходя из того, что предоставляемая семье помощь имеет следующие важнейшие характеристики: системность, комплексность, непрерывность, преемственность, этапность предоставления услуг различными ведомствами (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура, спорт), общественными организациями, волонтерами, опирающимися на ресурсы семьи.
Цель межведомственного взаимодействия при сопровождении – создание условий для достижения комплексной и непрерывной реабилитации, максимальной интеграции ребёнка-инвалида и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также повышение уровня и качества жизни семей, имеющих таких детей.
Задача межведомственного взаимодействия - рациональное использование имеющихся возможностей и разработка новых направлений в системе сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Межведомственное взаимодействие будет построено на основе следующих принципов:
- комплексного подхода к процессу реабилитации ребёнка;
- создания равных возможностей (с учётом специфики заболевания) для образования, занятий спортом, получения культурных и духовных ценностей, трудоустройства;
- мобилизации собственных ресурсов семьи и потенциала социального окружения в процессе реабилитации ребёнка.
Организация межведомственного взаимодействия будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
- отработка алгоритма межведомственного взаимодействия;
- обеспечение взаимодействия организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания и др. в целях включения ребёнка с особенностями развития в систему реабилитации на ранних этапах;
- формирование мотивации у членов семьи к включению в процесс реабилитации ребёнка с особенностями развития;
- обучение родителей приёмам создания развивающей среды для ребёнка с особенностями развития в домашних условиях;
- развитие системы удалённого сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития;
- мониторинг сопровождения семей, имеющих детей с особенностями развития;
- реализация превентивных мероприятий.
Инновационный характер проекта состоит и в том, что приобретенное на средства гранта оборудование в комплексе с физиотерапевтическими процедурами позволит создать специальный реабилитационный комплекс для ребёнка, имеющего проблемы в движении (с учётом имеющихся в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» медицинских кадров и реабилитационного оборудования).
Межведомственное взаимодействие при сопровождении ребёнка, имеющего проблемы в движении, на досуговых мероприятиях по месту жительства будет способствовать формированию мотивации ребёнка на достижение личного успеха в преодолении трудностей, развитию коммуникативных способностей.
Условием успешности процесса социализации, адаптации ребёнка становится его сопровождение в процессе обучения, посещении учреждений культуры, спорта, здравоохранения.
Позитивное ощущение ребёнком себя в окружающем мире создаст личный ассистент, который обеспечит сопровождение детей с ограниченными возможностями в движении в учреждениях образования, культуры, спорта и др.
Предоставление услуг по организации сопровождения детей ассистентами – добровольцами, ассистентами - родителями в образовательной организации во время учебного процесса будет определяться локальным актом, которые предстоит разработать муниципальным учреждениям. Такой документ определит круг обязанностей ассистента – добровольца, ассистента - родителя по сопровождению ребёнка с учётом всех особенностей функционирования того или иного учреждения.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, – это качественно новая услуга в нашем муниципальном образовании. Положение о предоставлении такой услуги предстоит разработать и утвердить на муниципальном уровне.
Вопросы организации доступности детей с обозначенными нарушениями здоровья будут решаться ассистентом – добровольцем, ассистентом - родителем во взаимодействии с представителями организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, спорта, включенных в процесс комплексного сопровождения ребёнка.
Социальная актуальность проекта состоит в том, что его реализация позволит повысить результативность процесса комплексной реабилитации и увеличит реабилитационный потенциал не только детей-инвалидов и их семей, но и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью профилактики инвалидизации несовершеннолетних.
Целевая группа Проекта: Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в семье, в том числе в приемной и замещающей семье
Сроки реализации Проекта 18 месяцев, с 1 апреля 2017 г. по 30 сентября 2018 г.
Анализ проблем целевой группы проекта, на решение которых будет направлена деятельность.
Город Бердск относится к городам со стотысячным населением. В нем проживает более 21 000 детей.
Осознавая особое значение детства, как самого главного периода в становлении личности ребёнка, муниципальное сообщество активно реализует широкий спектр мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, в том числе для детей с различными потребностями в развитии.
В городе создаются условия для доступности помощи детям с особыми потребностями, равного развития детей с разными ограничениями жизнедеятельности. На это нацелены все институты муниципальной власти. Число детей с инвалидностью за последние 5 лет остается практически на одном уровне (в 2013 году их число составляло 228 детей, в 2015 г. - 226 детей). При этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Так, в 2013 году официально признанных городской психолого-медико-педагогической комиссией детей с ограниченными возможностями здоровья было 671 человек, в 2015 году – 780 детей. Анализ статистических данных показывает значительное преобладание нозологий, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так, например, из общего количества детей-инвалидов 120 человек имеют заболевания опорно-двигательного аппарата основным или сопутствующим диагнозом, 36 детей – с диагнозом ДЦП. Порядка 90 детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ежегодно обучаются в общеобразовательных школах. Также из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, каждый третий ребенок имеет проблемы спинального характера. При этом значительная часть родителей, дети которых имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, не стремятся к получению официального статуса «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «ребёнок-инвалид» или не имеют информации о порядке и возможности получения данного статуса.
Несмотря на развитую инфраструктуру спортивных сооружений, образовательных организаций, организаций культуры, здравоохранения, социального обслуживания, молодежной политики, общественных организаций, имеется потребность в формировании нового подхода к решению проблем социализации детей с ограничениями в движении, формировании комплексного и межведомственного подхода к реабилитации и социализации таких детей.
Актуальность данной проблемы подтверждает мониторинг, проведенный муниципальным бюджетным учреждением «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» г. Бердска (в состав которого входит отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, располагающего дневным стационаром). В рамках мониторинга было изучено положение семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их потребности, проанализирован уровень взаимодействия ведомств при организации социального сопровождения данных категорий семей (оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) и обеспечении преемственности помощи.
Данный мониторинг актуализировал специфические потребности семей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, выявил проблемы межведомственного взаимодействия, слабы места действующей модели оказания помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мониторинг проводится ежегодно, им охватываются все семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбравшие учреждение как поставщика социальных услуг. Это составляет 100% граждан, воспитывающих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями, от числа обратившихся в учреждение социального обслуживания за социальными услугами. Обратная связь с родителями (изучение их запросов потребностей, проблем) осуществляется так же в рамках школы «Грамотного родительства» и регулярных встреч с представителями общественных объединений и ассоциаций родителей детей-инвалидов с целью обсуждения вопросов развития детей со специальными потребностями развития.
Такое сотрудничество позволило решать определенные задачи, такие как повышение собственной мотивации к активности родителей при решении проблем, раскрытию своего творческого потенциала, расширения социальных контактов, общему положительному эмоциональному настрою и формированию коммуникативных навыков (в 4 раза, по сравнению с 2010 - 2011 годами, увеличилась доля семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, посещающих социокультурные мероприятия города, мероприятия, организуемые учреждениями образования, культуры, физической культуры и спорта). Позволило сформулировать проблему необходимости создания модели оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы, и вынести на совет по делам инвалидов при главе города.
По мнению разработчиков проекта, усиление внимания к проблемам развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата поможет снизить риск их дальнейшей инвалидизации, обеспечить максимально эффективную интеграцию таких детей в социум.
Реализация данного проекта будет способствовать формированию на территории города Бердска модели оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы; обеспечению максимально возможного развития детей с нарушениями опорно-двигательной системы в условиях семейного воспитания; созданию условий для преодоления социальной исключенности. Инновационная модель оказания комплексной помощи будет закреплена нормативно. На территории города будут созданы условия для эффективных изменений в системе помощи детям, имеющим нарушения опорно – двигательного аппарата и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми максимально возможного уровня их развития и социализации. Кроме того, увеличится число семей, участвующих в мероприятиях по профилактике инвалидизации, семьи, воспитывающих детей, будут приобщены к занятиям физической культурой.
Обоснование инновационного характера проекта.
Планируемая к внедрению модель оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями опорно-двигательной системы, на территории города Бердска базируется на межведомственном подходе. Реабилитационные мероприятия способствуют скорейшей интеграции ребёнка со спинальными нарушениями в социум, благодаря межведомственной модели сопровождения и помощи ассистентов – добровольцев, ассистентов - родителей.
Межведомственное взаимодействие при сопровождении ребёнка со специальными потребностями будет осуществляться исходя из того, что предоставляемая семье помощь имеет следующие важнейшие характеристики: системность, комплексность, непрерывность, преемственность, этапность предоставления услуг различными ведомствами (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура, спорт), общественными организациями, волонтерами, опирающимися на ресурсы семьи.
Цель межведомственного взаимодействия при сопровождении – создание условий для достижения комплексной и непрерывной реабилитации, максимальной интеграции ребёнка-инвалида и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество, а также повышение уровня и качества жизни семей, имеющих таких детей.
Задача межведомственного взаимодействия - рациональное использование имеющихся возможностей и разработка новых направлений в системе сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Межведомственное взаимодействие будет построено на основе следующих принципов:
- комплексного подхода к процессу реабилитации ребёнка;
- создания равных возможностей (с учётом специфики заболевания) для образования, занятий спортом, получения культурных и духовных ценностей, трудоустройства;
- мобилизации собственных ресурсов семьи и потенциала социального окружения в процессе реабилитации ребёнка.
Организация межведомственного взаимодействия будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
- отработка алгоритма межведомственного взаимодействия;
- обеспечение взаимодействия организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания и др. в целях включения ребёнка с особенностями развития в систему реабилитации на ранних этапах;
- формирование мотивации у членов семьи к включению в процесс реабилитации ребёнка с особенностями развития;
- обучение родителей приёмам создания развивающей среды для ребёнка с особенностями развития в домашних условиях;
- развитие системы удалённого сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития;
- мониторинг сопровождения семей, имеющих детей с особенностями развития;
- реализация превентивных мероприятий.
Инновационный характер проекта состоит и в том, что приобретенное на средства гранта оборудование в комплексе с физиотерапевтическими процедурами позволит создать специальный реабилитационный комплекс для ребёнка, имеющего проблемы в движении (с учётом имеющихся в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» медицинских кадров и реабилитационного оборудования).
Межведомственное взаимодействие при сопровождении ребёнка, имеющего проблемы в движении, на досуговых мероприятиях по месту жительства будет способствовать формированию мотивации ребёнка на достижение личного успеха в преодолении трудностей, развитию коммуникативных способностей.
Условием успешности процесса социализации, адаптации ребёнка становится его сопровождение в процессе обучения, посещении учреждений культуры, спорта, здравоохранения.
Позитивное ощущение ребёнком себя в окружающем мире создаст личный ассистент, который обеспечит сопровождение детей с ограниченными возможностями в движении в учреждениях образования, культуры, спорта и др.
Предоставление услуг по организации сопровождения детей ассистентами – добровольцами, ассистентами - родителями в образовательной организации во время учебного процесса будет определяться локальным актом, которые предстоит разработать муниципальным учреждениям. Такой документ определит круг обязанностей ассистента – добровольца, ассистента - родителя по сопровождению ребёнка с учётом всех особенностей функционирования того или иного учреждения.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, – это качественно новая услуга в нашем муниципальном образовании. Положение о предоставлении такой услуги предстоит разработать и утвердить на муниципальном уровне.
Вопросы организации доступности детей с обозначенными нарушениями здоровья будут решаться ассистентом – добровольцем, ассистентом - родителем во взаимодействии с представителями организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, спорта, включенных в процесс комплексного сопровождения ребёнка.
Социальная актуальность проекта состоит в том, что его реализация позволит повысить результативность процесса комплексной реабилитации и увеличит реабилитационный потенциал не только детей-инвалидов и их семей, но и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью профилактики инвалидизации несовершеннолетних.