27 Июня 2023
Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе и как ее достичь.
Психологическая готовность к школе или школьная зрелость - это зрелость психических функций ребенка и его готовность обучаться в коллективе. Часто, совершенно ошибочно, школьной готовностью считают умение ребенка читать и писать. Гораздо важнее обратить внимание на такие психические образования, как:
- Эмоциональный настрой на школьное обучение. Или учебная мотивация. При благоприятных обстоятельствах у ребенка формируется внутренний учебный мотив, основанный на интересе к самому процессу получения новых знаний и опыта. Такая мотивация во многом определяет успешное обучение на протяжении 11 лет. И эту мотивацию важно формировать и поддерживать родителю в течение всего обучения своим искренним интересом к содержанию уроков, заданий, положительным отношением к школе в целом, акцентированием внимания на успехах и спокойным отношением к ошибкам. А также собственным примером демонстрировать удовольствие и радость от новой деятельности, процесса познания.
- Самостоятельность. Большое влияние на успех в школьном обучении имеет способность ребенка организовать свой учебный процесс в классе: самостоятельно переодеться, переобуться, услышать инструкцию учителя, своевременно подготовить только нужные материалы, удобно разместить их на парте , достать необходимый учебник, открыть нужную страницу и т.п. Также важно ребенку суметь быстро освоиться в новом пространстве: запомнить, где раздеваться, где оставлять свои вещи, где туалет, при необходимости знать, к кому обратиться с вопросом или за помощью. По мере взросления детей важно расширять их зону контроля. Постепенно передавайте им ответственность за сбор портфеля, запись домашнего задания, состояние своей школьной формы и т.п. Демонстрируйте веру в их способности, спокойно относиться к ситуациям неуспеха.
- Эмоционально-волевая регуляция. Это контроль своего поведения, умение совладать со своими эмоциями и желаниями, способность подчиняться правилам, требованиям учителя. Нормально развитая эмоционально-волевая сфера дает возможность ребенку обучаться в коллективе, выстраивать продуктивные отношения с учителем и классом.
- Сформированность основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти. Не способность ребенка удерживать, переключать внимание, запоминать, будет мешать ему, следовать ходу урока, усваивать материал и т.д.
- Физическая (физиологическая) готовность. Например, ослабленный мышечный корсет, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, координацией или мелкой моторикой могут осложнять ребенку необходимость сидеть 40 минут за партой, препятствовать выполнению заданий.
- Интеллектуальное развитие. Ограниченные знания об окружающем мире, неумение обобщать или выделять признаки будут тормозить обучение ребенка школьной программе.
- Социальная готовность. Здесь нужно обратить внимание, как ребенок умеет взаимодействовать с другими людьми. Каким поведением реагирует на просьбы, замечания, отказы или оскорбления других детей? Может ли первый обратиться с вопросом, что-то предложить? Какую внутреннюю позицию занимает в отношении других детей, учителей: дружелюбную, враждебную, оборонительную?
Подведем итог: Как же взрослому помочь ребенку созреть к школьному обучению?
- Формируйте спокойный эмоциональный фон относительно школы. Не придавайте школьной теме избыточный эмоциональный окрас и излишнее значение. Такой подход будет повышать у ребенка тревожность и эмоциональное напряжение.
- Развивайте социально-бытовые навыки. Научите ребенка, узнавать свои вещи, одеваться, обуваться, обслуживать себя в туалете и столовой, обращаться за помощью и т.п.
- Стимулируйте познавательную активность. Используйте в обычной жизни игры для обогащения словарного запаса, расширения кругозора, игры с правилами ,разговаривайте с ребенком, посещайте вместе музеи, театры, создавайте организующе-развивающую среду.
- Будьте внимательны к физическому состоянию ребенка. Не игнорируйте его жалобы, обращайте внимание на внешний вид, настроение ребенка.
Помните, что главная цель школьного обучения - это научить ребенка учиться, привить интерес к процессу познания и развития, смело пробовать себя в разных сферах, использовать ошибки, как полезный опыт.